Семейное образование: личный опыт

 на главную
 наши статьи
 наши видео-ролики
 музыка
 о нас
 гостевая

 

В этой статье мы хотим поделиться первыми успехами в семейном обучении нашей старшей дочери Киры (7 лет). Семейное образование, в двух словах, - это когда родители сами обучают своих детей по школьной программе у себя дома, вне школьных стен. Семейное образование (по-английски home-schooling) предусмотрено в российском Законе об образовании, но на практике этой возможностью пользуются немногие. Оно и понятно: для этого один родитель (или оба) должен иметь желание, возможность, способности и время для обучения собственного ребенка, что позволить себе могут далеко не все. Да и знают об этом немногие. По моим наблюдениям, на Западе семейное обучение выбирают, в основном, верующие родители, чтобы оградить детей от негативного влияния школьной среды, а также чтобы иметь большую возможность прививать ребенку религиозные/духовные ценности.

Готовиться к школе и заниматься по школьной программе наша дочь (с помощью мамы) начала заранее, таким образом, к моменту исполнения 7 лет она уже самостоятельно освоила значительную часть школьной программы за 1 класс. К сожалению, далеко не каждая школа готова с легкостью предоставить родителям возможность семейного обучения просто ввиду того, что никогда не сталкивалась с такой формой, хотя по закону каждая школа обязана это сделать. Нам повезло, что в школе, к которой относится наш район, уже был аж один (!) ученик, обучающийся на дому, поэтому нам удалось избежать лишних вопросов и объяснений.

Для официального оформления семейного обучения между родителем, школой и местным управлением образования заключается трехсторонний договор, в котором закрепляются права и обязанности сторон. Это значит, что ребенок, обучающийся дома, имеет полноценный статус школьника, со всеми вытекающими последствиями: он проходит точно такую же аттестацию, как и все остальные, и получает все необходимые документы. Надо сказать, что положения нашего закона в отношении семейного образования вполне дружелюбны для родителей: родители могут перейти на семейное обучение в любой момент, а также в любой момент вернуться к очной форме обучения в школе, просто написав соответствующее заявление. Ребенок обязан проходить регулярную аттестацию для проверки знаний, частота которой оговаривается со школой (для 1 класса - 1 раз в год), а также посещать необходимые лабораторные работы и иные подобные занятия в случае необходимости. Родитель обязан посещать определенные консультации в школе, если таковые проводятся, хотя это, в принципе, в лучших интересах самого родителя.

Заключив договор, мы получили положенный по программе комплект учебников за первый класс (бесплатно), а также по нашей просьбе нам предоставили список умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок к окончанию первого класса. Это позволяет самостоятельно оценить уровень подготовки ребенка и определить, готов ли он к аттестации.

Еще одна немаловажная деталь - государство платит родителям за обучение своих детей в рамках тех сумм, которые государство в среднем выделяет на обучение одного ребенка в государственной школе. В нашем случае (а мы живем в Москве) нам положено 26187 рублей в год, что также оговаривается в договоре. Плюс к этому ежемесячно на ребенка выплачиваются средства на питание, что составляет дополнительно от 1400 до 1700 руб. в месяц. Предполагается, что родители будут использовать эти деньги для того, чтобы нанять учителя (что очень и очень недешево) или использовать их для покупки всего необходимого в случае, если ребенка обучают родители. Конечно, эти деньги родители могут использовать по своему усмотрению.

Заниматься только по учебникам оказалось не вполне удобно, т.к. они не являются самоучителями. Для каждого предмета (а в 1 классе их немного - математика, русский, чтение, окружающий мир) существуют методические пособия, разработанные под учебники конкретных авторов. Их можно найти в любом крупном книжном, где есть литература для школы. Мы же, по совету знакомых, купили Справочное пособие "Полный школьный курс" 1-4 классы (Издательство "Весь"- Добрые вести 2006 г., Москва) и остались им вполне довольны.

Просмотрев учебники, оказалось, что большую часть материала дочь уже знает. Осталось изучить только незнакомые темы. К тому же, в первом классе оценки детям как таковые не ставят и экзаменов в полном смысле слова нет. Поэтому мы решили сдать материал за 1 класс досрочно – математику, русский и чтение. Тестовые вопросы по пройденному материалу обычно разрабатывает местное управление образования и передает в школу.

В результате 14 ноября (2 с половиной месяца после начала учебного года) я отправился с дочерью сдавать первый в ее жизни экзамен/тест. Он состоял из диктанта (русский), ряда упражнений (математика) и чтения текста на время + ответы на вопросы по тексту. В общей сложности все заняло около 40 мин. — и вот Кира уже второклассница! Труднее всего ей давался русский, писать не любит (говорят, как и многие дети, т.к. это сложно, к тому же она левша). Наделала ошибок, но в целом можно было бы поставить четверку. А вот математику и чтение сдала без запинки, все отлично (математику любит больше и читает очень много дома – перевыполняет норматив по скорости чтения в 2 раза!).

Теперь осталось сдать учебники, получить комплект за второй класс - и продолжать учиться дальше!

Пока семейное образование нам очень нравится: ребенок всегда в семье, он защищен от стрессов и неприятностей школьной жизни, у него высвобождается масса времени – не нужно полдня сидеть в школе и остальные полдня делать домашние задания. Ну а возможность сдать материал экстерном говорит сама за себя. Многих волнует вопрос о недостатке общения и социализации при обучении дома. Но это тоже не проблема: несколько раз в неделю (почти каждый день) она ходит на разные кружки в местный дом творчества, у нее есть друзья во дворе, а также она встречается и с детьми из церкви.

К основной трудности такого рода обучения можно отнести то, что маме не всегда легко совмещать в себе две роли одновременно: быть мамой и учительницей. Учитель должен быть строгим и требовательным, а мама может пожалеть и сделать поблажку. Дочь, соответственно, предпочитает видеть в маме прежде всего маму, а не учителя, особенно во время приступов лени, которые время от времени с ней (с дочкой, конечно) случаются. Отсюда и проблемы с дисциплиной: хочу играть, хочу смотреть мультики, хочу гулять (ну или в лучшем случае читать книжки). С одной стороны, расписание можно сделать очень гибким и максимально приспособить к нуждам ребенка, но с другой стороны есть тенденция считать, что все можно сделать потом или перенести на другой день. Это, конечно, расхолаживает. Обычно мы начинаем учиться в 9 или 9:30 и проводим 4 урока в день. Бывает так, что если дочери очень хочется делать математику, то можно провести и 2 урока подряд, а русский, например, перенести на следующий день. Тем не менее, проблема дисциплины остается актуальной, и мы продолжаем искать оптимальные пути для наиболее гармоничного сочетания свободы и ответственности.

Кроме того, в нашей семье есть еще двое малышей, которые тоже требуют постоянного внимания к себе, и поэтому маме приходится крутиться как белке в колесе. Но мы считаем, что игра стоит свеч.

Про семейное образование мы писали еще в газете "Жизнь Евразии", статья об этом еще доступна в интернете по этому адресу: http://zenews.narod.ru/et142004/familyed/homeshcool.htm. В этой статье, в основном, преобладают мнения других людей, а не личный опыт, что, в принципе, тоже небезынтересно.

Русскоязычный ресурс, который можно посоветовать по этой теме - сайт супругов Чапковских, пионеров семейного образования в России - http://www.familyeducation.ru Там также можно скачать много материалов, разъяснений и просто рассказов родителей.

Если у вас есть вопросы - пишите нам на kirillandrea@ya.ru

С уважением, Кирилл и Андреа

 

Get Firefox!